Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС
Почему Utair опасен быстрый рост
Министр транспорта Евгений Дитрих рекомендовал авиакомпании Utair не планировать значительный рост перевозки пассажиров, в том числе за счет демпинговых цен на билеты. Об этом РБК рассказали три источника, присутствовавших на совещании в правительстве под руководством вице-премьера Максима Акимова (курирует транспорт), которое состоялось 2 августа.
По словам двух собеседников РБК, речь шла об ограничении темпов роста продаж билетов. Перевозчику рекомендуют не превышать среднемесячный рост, зафиксированный с начала 2019 года. «Параметры, которые зафиксированы с начала текущего года, — это в целом 2–2,5% в месяц к аналогичному периоду прошлого года», — сказал один из них. По его словам, перевозчику рекомендовано не превышать достигнутый показатель «около года», в том числе за счет демпинга.
По данным Росавиации за июнь 2019 года, Utair занимает шестое место среди российских перевозчиков. За первое полугодие 2019 года Utair перевез 3,71 млн пассажиров, что на 2,3% выше аналогичного периода прошлого года. Загрузка выросла на 4 п.п., до 81%.
Бизнес
Utair предложила банкам новые условия реструктуризации кредитов
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
В марте 2019 года стало известно, что авиакомпания рассчитывает на рост бизнеса за счет агрессивной конкуренции с группой компаний «Аэрофлот», включая лоукостер «Победа». Как сообщил РБК источник среди банков — кредиторов Utair, бизнес-план компании на 2019 год предполагает «существенный рост пассажиро-километров» — на 15% к прошлому году.
Общий долг Utair составляет 75,8 млрд руб. Компания начала переговоры с банками о реструктуризации части кредитов. В мае она предложила им пролонгировать кредиты на 31,4 млрд руб. на 35 лет под символические 0,01%, а в середине июля — обещала повышать процентную ставку до 9%, но согласие от кредиторов еще не получила.
Представитель Акимова подтвердил РБК факт совещания, но от дальнейших комментариев отказался. В пресс-службе Минтранса, Raiffeisenbank (консультант Utair по реструктуризации) отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу Utair и двух его крупнейших кредиторов — Сбербанк и «Траст».
Как это повлияет на компанию
В ходе совещания у Акимова было отмечено «финансово неудовлетворительное» состояние Utair, однако банки не настроены на безакцептное списание долгов с ее счетов или другие действия, которые могут привести к банкротству, утверждает участник совещания. «На совещании вице-премьер Максима Акимов говорил, что Utair — важный игрок на рынке, и государство будет поддерживать компанию, так как она выполняет важную социальную роль. Глава Минтранса Евгений Дитрих попросил Росавиацию и дальше мониторить ситуацию с Utair, а саму компанию — подробнее описать планы по изменению операционной модели бизнеса», — говорит второй участник совещания.
Бизнес
Сбербанк заявил о недовольстве планом реструктуризации долгов Utair
Среди возможных изменений в бизнес-модели Utair один из собеседников РБК называет сокращение или унификацию флота и фокус на определенных маршрутах. «Важно сбалансировать операционные расходы, но никто не ждет потрясений. Авиакомпания выполняет важные внутренние перевозки», — подчеркивает он.
Ограничение темпов продаж билетов — это объективное требование с учетом текущих финансовых проблем у компании, сказал РБК гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Такое требование не налагает чрезмерных ограничений на операционную деятельность, кроме массового запуска новых маршрутов», — указывает он. Потенциально компания могла нарастить перевозки в 2019 году до 8,9 млн (рост на 12,6%), однако по итогам первого полугодия 2019 года рост составил всего 2,3%. Теперь планы роста на второе полугодие за счет развития трансферных узлов в Уфе, Тюмени и Сургуте могут быть пересмотрены, добавил он.
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.
Автор:
Мария Кокорева
При участии:
Павел Казарновский