Сергей Нарышкин
(Фото: Александр Щербак / ТАСС)
Вступивший в силу в 2011 году Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), по всей видимости, повторит судьбу Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), прекратившего действие 2 августа 2019 года по инициативе США. Об этом заявил глава Службы внешней разведки России (СВР) Сергей Нарышкин.
«Печальная судьба Договора о ракетах средней и меньшей дальности с высокой долей вероятности ожидает Договор о стратегических наступательных вооружениях, срок действия которого истекает в феврале 2021 года», — сказал Нарышкин (цитата по «РИА Новости»).
Глава СВР отметил, что власти США ведут прямой подрыв системы международной безопасности, открыто заявляя об отказе от «военной сдержанности и транспарентности». «В складывающейся тревожной ситуации мы просто обязаны активизировать усилия по укреплению обороноспособности нашей страны», — добавил Нарышкин.
Договор СНВ-III подписали в 2010 году президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама. Соглашение вступило в силу в феврале 2011 года, срок его действия истекает в феврале 2021 года, но может быть продлен еще на пять лет по соглашению России и США.
СНВ-III предусматривает сокращение числа развернутых ядерных боезарядов до 1550 единиц для каждой страны и сокращение числа межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков до 700 единиц. Он также предусматривает взаимные инспекции и обмен данными.
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
В августе 2019 года и.о. постпреда России при ООН Дмитрий Полянский заявил, что СНВ-III находится в зоне риска, так как ключевые фигуры в действующей американской администрации в его сохранении ДСНВ в нынешнем виде не заинтересованы.
В декабре 2018 года в ходе «большой пресс-конференции» президент России Владимир Путин говорил об опасности развала международной системы сдерживания вооружений.
«То же самое по Договору СНВ-III, в 2021 году он заканчивает существование. Никаких переговоров пока не ведется по этому вопросу. Неинтересно, не нужно — ладно, мы проживем. Мы свою безопасность обеспечим. Мы знаем, как это сделать. Но в целом для человечества это очень плохо, потому что это подводит нас к очень опасной черте», — сказал тогда Путин.
Комментируя слова Нарышкина, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов заявил РБК, что договориться о продлении СНВ-III сторонам будет трудно, потому что, по положениям договора, стороны должны информировать друг друга о своем намерении его продлить за полгода до истечения срока.
«То есть администрация Трампа должна решить все проблемы, которые могут быть связаны с договором к началу сентября будущего года. А это должно предполагать интенсивный диалог между сторонами уже сейчас. Времени на него остается все меньше и меньше, никакого диалога не ведется», — сказал Кортунов.
Он также отметил, что с американской стороны уже звучат упреки в адрес России о нарушении ей положений СНВ-III.
«В нынешней ситуации продлить договор в неизменном виде довольно трудно. Если в него будут внесены существенные изменения, то это потребует его переутверждения в Конгрессе. Поэтому, к сожалению, здесь можно согласиться с Нарышкиным, что шансы на продление договора сокращаются буквально каждый месяц, каждую неделю», — добавил гендиректор РСМД.
14 ноября на сайте Госдепартамента США появилось сообщение о том, что делегации из России и США обсудили вопросы выполнения СНВ-III на состоявшемся в Женеве 18-м заседании двусторонней консультативной комиссии.
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.
Авторы:
Евгений Калюков, Артем Афонский